Девушка, что подвезет тебя до смерти
Речь пойдет о дебютном романе Мишеля Фабера "Под кожей" и её экранизации со Скарлетт Йоханссон – "
Сложно сказать, что лучше, книга или фильм. Они оба хороши по-своему. Книга интересна своим описанием быта охотников за человеческим мясом, их поиска и обработки жертв, попытками разобраться в их чуждой психологии. Это некий "производственный роман", правда, с ужасным производством. Фильм великолепен своими арт-хаусными образами, тревожной атмосферой, сексуальностью и дорожными историями. И опять же попыткой разобраться в чуждой психологии пришельца (пришелицы?), которая решила стать земной женщиной.
Скорее всего, сначала следует почитать книгу, потом посмотреть фильм. Так оно будет лучше. Они существуют как бы по отдельности, как "Пикник на обочине" Стругацких и "Сталкер" Тарковского. У каждого произведения свои плюсы и минусы.
Многое из книги осталось за бортом сюжета фильма, его действие немного сжато, и поэтому порой непонятно. В нем остались кое-какие отрывки сюжета книги, появляются многие персонажи из книги, но их роль переосмыслена. Они играют уже другие роли, да и заканчивается фильм совсем другим финалом. Вместо этого режиссер фильма решил добавить в него другие сцены, новые места, новых персонажей, рассказать другую историю.
Режиссер фильма Джонатан Глейзер переосмыслил книгу в сторону броскости, открытости героини, необычных образов, которых в книге не было.
В книге было интересно читать мысли чуждого существа, выросшего в норах и катакомбах ядовитого мира, о красоте и свободе природы Северо-запада Шотландии: прохладной, но безобидной. Падающая с неба вода, многие мили лежащего моря… свободно растущая растительность, люди (водсели) и животные, свободно перемещающиеся по поверхности своего мира и не замечающие всей этой красоты, наоборот, проклинающие обыденную сырость и грязь.
Холодная природа Шотландии с её туманами, показанная в фильме, хорошо подходит к его тягучему настроению. Но никаких озвученных мыслей, большую часть фильма героиня молчит.
Своей странностью фильм мне напомнил "Видеодром". Сюжет фильма это психологический саспенс, сдобренный сексуальной нотой.
Изменение образа героини
И книга, и фильм фокусируются на эмоциях, переживаниях главной героини – Иссерли. Но в книге показаны её отношения с командой заготовщиков, и немного прошлая жизнь. В ней есть мысли и побуждения охотницы и её жертв. В фильме же она представлена холодным безымянным существом, почти в одиночку охотящейся за своими жертвами, в какой-то момент решившей стать человеческим существом и жить среди людей. В фильме эта попытка героини понять, что значит быть земной женщиной, непонятна. Почему же она решилась на этот шаг? После случайной встречи с необычной жертвой… ну это не сильный повод к изменению своего пути.
В книге Иссерли обитает в отдельном коттедже на заброшенной ферме и поставляет команде заготовки, основавшейся и живущей рядом с ней на ферме, очередные пойманные жертвы. Героиня колесит на японской «Королле» (кажется, это легковая машина) по дорогам Шотландии, высматривает и подбирает подходящих автостопщиков – здоровых мужчин, впрыскивает в них яд из встроенных в пассажирское кресло игл. Потом привозит их уже парализованных ядом на ферму, где ими начинают заниматься другие, более простые члены команды пришельцев.
Иссерли понимает, что она чуждая в этом прекрасном мире. Её ссылку, отправку для ловли живого мяса на Землю, в шотландскую глубинку можно принять как наказание, ведь её тело довольно серьёзно перекорежили из четвероного (четверорукого?) тела хищника некой инопланетной лисы-обезьяны в некое подобие прямоходящего тела человеческой самки. Или эту ссылку можно принять за награду, ведь родной мир пришелицы уже сильно изгажен в результате непонятно чего, и свежий воздух пригодится специально вырабатывать, после чего он продается нуждающимся в нем. Так же на подземных Плантациях выращивается и еда. Наверно поэтому на Землю отправлена команда по поимке человеческих самцов. Но человеческое мясо становится деликатесом для богачей, ведь его фунт стоит как месячный запас воздуха.
Странная и выглядящая в книге немного необычно; кисти, похожие на куриные лапки, странная осанка, необычное кукольное лицо, в фильме героиня показана другой, более женственной, земной. Думаю, от Скарлетт Йоханссон сложно ждать согласия на обезображивание своего лица, как от Шарлиз Терон, поэтому чуждость своей героини она показала актерской игрой.
В книге Иссерли начала задумываться о побеге после некоторого происшествия, вернее, двух событий, совпавших по времени. Одно происшествие произошло с ней на дороге, другое произошло на ферме, и тоже связано с ней, но не столь физически.
Книжная Иссерли решает сбежать от своей предназначенной роли, но окончилось это довольно обыденно, автокатастрофой и добровольным сожжением. В фильме она тоже сбегает после того как она отпускает очередную (необычную) жертву, после чего, в финале фильма её тело… хм, то же сгорает, но отнюдь не добровольно.
Как я и писал, образ героини в фильме изменен. В книге героиня иногда с трудом передвигается из-за хирургических операций, превративших её из ходящего на четырех конечностях существа, нечто среднего между лисой и обезьяной (как я понял из описания в книге) в прямоходящую особу женского пола.
По фильму же Иссерли выглядит красоткой, благодаря искусственной коже, наложенной поверх ее родного тела, и женскому лицу или скальпу "надетому поверх" родного чужепланетного облика.
В фильме блондинка (в основном) Скарлетт Йоханссон примерила образ странной роковой брюнетки, чуть ли не женщины вамп. Её чуждость выдает очень странное выражение лица и постоянно оценивающий взгляд. Но порой у Иссерли проскальзывает фирменная улыбка Скарлетт, что сбивает с её героини отчужденность инопланетного существа.
Общие впечатления, больше от фильма
Режиссер фильма Джонатан Глейзер известен, как создатель клипов и тройки арт-хаус фильмов. И это предопределяет начальное отношение к фильму. Я знал, что это будет некий странный арт-хаус с претензией на фантастичность происходящего. И действительно фильм начинается странно.
Сцена рождения или прибытия (или проникновения) в этот мир героини в начале фильма минималистично абсурдна и напоминает отрывок из "Космической Одиссеи 2001 года", но и потом странное ощущение тебя не покидает, потому что в фильме звучит странноватая музыка, похожая на музыку из американского "Соляриса" с Джорджем Клуни.
В книге же начинается всё довольно обыденно, со сцены поездки героини за очередной жертвой. И лишь потом рассказывается, как она попала на Землю.
Фильм построен как яркий клиповой видеоряд, в нем есть шокирующие для обычного обывателя сцены; плачущий ребенок, оставшийся в одиночку на берегу шумного северного моря, сцена поглощения черным омутом возбужденных в предчувствии секса мужчин, исчезновение, то есть переработка попавшихся в сексуальную западню мужчин.
Две трети фильма повторяются сцены поимки здоровых человеческих самцов прекрасной девушкой (аккуратным водителем), колесящей на фургончике по улицам и дорогам северо-восточной Шотландии на милую улыбку и источаемые ею феромоны. Но эти сцены не совсем идентичны, они всё больше и больше раскрывают тайную сторону этой охоты.
Обнажающаяся в финале каждого раунда охоты героиня Скарлетт, и этим привносящая сексуальность в сцены окончания охоты, при поиске жертв эмоционально остается холодной. Своё тело она использует как инструмент; аккуратно подкрашивает в начале охоты губки, и после финала охоты старательно укладывает прическу и поправляет свою одежду.
Иногда эта охота срывается неожиданными обстоятельствами: случайным походом на шумную дискотеку, или, например, нападением на фургон молодых неполовозрелых гопников, недоросших до роли жертв.
Вот он, чужепланетный Дмитрий Нагиев помощник - Есвисс.
Иссерли в одиночку охотится за расходным материалом, но в фильме показаны ещё как минимум три мотоциклиста из команды похитителей, которые порой зачищают следы, оставшиеся после исчезновения человека. В книге же они и не показывались людям, так как, кроме одного, они не были хирургически переделаны в людей.
В фильме стоит отметить великолепную работу оператора, когда уличное окружение, прохожие сняты камерой, установленной на машине, и кажется, что камера следит за направлением оценивающего взгляда охотницы.
Внешне, кажется, что Иссерли ничего не трогает, она сосредоточена только на своей цели – поймать очередного подходящего мужчинку. Но после одной встречи в её разуме что-то сдвигается, и она начинает интересоваться своим телом, как она выглядит, как воспринимают её люди, почему мужчины так реагируют на неё. Также она начинает присматриваться к окружению.
Иссерли изменяется, когда ловит в свои сети необычную жертву – молодого человека, страдающего "слоновьей болезнью" или неврофиброматозом, изуродовавшим лицо жертвы, вышедшего поздним вечером в супермаркет. В этот раз в понимании героини своей роли в охоте что-то сдвигается, и она отпускает свою жертву.
После того как она отпускает его, и сбегает сама, то из охотницы превращается в жертву, бегущую неизвестно куда от ищущих её инопланетных собратьев-охотников, колесящих по дорогам Шотландии и рассматривающих свою цель-отступницу.
Книга странная, в жанре так называемого "мэйнстрима". Автор хотел шокировать читателя странной героиней и её странным занятием. Что-то из ужастиков с участием злых зеленых серых человечков, которые похищают людей для поедания. Но фильм все же более странный, хотя не такой жестокий и каннибалистический.
Выводы после просмотра фильма:
Фильм не для обычного зрителя. Во-первых, он перегружен намеками и недоговоренностями, образами. Даже для меня, прочитавшего книгу, кое-что осталось непонятным.
Во-вторых, он странный, сюжет его немного рваный, а образы сюрреалистичны. Он не для впечатлительных людей. Временами происходящее на экране жестоко и немного цинично.
Финал фильма ужасно великолепен, он жесток и ужасен в своей неотвратимости. Он мне понравился больше чем в книге. Но он непонятен. Наверно, хорошо бы посмотреть фильм с комментариями режиссера, чтобы понять, что же он хотел сказать той или иной сценой, тем или иным образом.
P.S. Все же непонятно почему же русские переводчики перевели название фильма "Under the skin", как "Побудь в моей шкуре"? Хотя и подходит, но только для фильма.
P.S.S. В книге упоминается страшный монстрик на колесах под названием Лада... ну хотя бы за это спасибо шотландскому автору.