Данная часть будет посвящена танку, который мог выпускаться одновременно с Т-34, но в силу обстоятельств не пошёл в массовое производство.
В 1941 году параллельно с танком Т-34М под руководством А. Морозова разрабатывался ещё один интересный танк — А-44. Будучи главным конструктором завода № 183, А. Морозов выступал с критикой тяжёлых танков как класса, утверждая, что «в современной войне тяжёлые танки не будут играть важной роли, так как ввиду большого веса и малой подвижности будут привязаны к ж/д магистралям. Практика же показывает, что при одинаковом с тяжёлым танком вооружением средний танк с бронёй 45–55 мм имеет большие преимущества в применении».
В марте 1941 года велась проработка проектов танка А-44 (Т-44) с разными вариантами основного вооружения и более мощной броней. Данные проекты были представлены на рассмотрение председателю Комитета обороны СССР К. Ворошилову, получили очень высокую оценку как пример «удачного решения целого семейства машин» и были одобрены для дальнейшей проработки и последующего выпуска. И 10 мая 1941 года в приложении к приказу НКСМ № 192 были определены тактико-технические требования танка А-44, согласно которым первый вариант должен был иметь боевую массу 29 т, броневую защиту корпуса: лобовая броня — 75 мм под углом 60 градусов, борт — 60 мм, корма — 55 мм под углом 35–45 градусов; броневую защиту башни: лоб — 75 мм под углом 25 градусов, корма — 75 мм под углом 15 градусов. В качестве основного вооружения устанавливалась 76,2-мм пушка Ф-34, 57-мм пушка ЗИС-4 , спаренная с двумя пулемётами ДТ или 107-мм пушка ЗИС-6. Танк имел необычную компоновку для того времени: расположение боевого отделения сзади, моторного — в центре, а трансмиссионного — спереди (подобную схему позже имела немецкая ПТ-САУ «Фердинанд»). В носовой части корпуса слева от отделения управления размещались друг за другом механик-водитель и стрелок-радист. В кормовой же части корпуса и в башне были размещены: слева от пушки — наводчик, за ним — командир, справа — заряжающий. Для наблюдения за полем боя на крыше башни находилась вращающаяся командирская башенка со спаренной установкой ППД.
Этим же приказом заводу № 183 было предписано к октябрю 1941 года изготовить два опытных образца танка А-44, в ноябре 1941 года испытать и к декабрю предоставить результаты испытаний для доклада Комитету обороны. Но из всего этого были сделаны лишь чертежи и деревянный макет.
В связи с началом Великой отечественной войны работы по Т-44 (А-44), как и по Т-34М, были прекращены, и в дальнейшем к ним, к сожалению, не возвращались. А в 1943 году индекс Т-44 получил совершенно другой танк.