Почти идеальный футбол.
Среди футбольных болельщиков широко известна крылатая фраза за авторством экс-форварда английской сборной Гарри Линекенра, которую после матча Россия - Германия не припомнил только ленивый: "В футбол играют двадцать два человека, а побеждают всегда немцы". В реальной жизни это правило работает далеко не всегда - достаточно вспомнить обидно поражение "бундестим" от итальянцев на последнем мундиале, - но нечто похожее вот уже который год подряд творится среди футбольных симуляторов. Погоду здесь делают две компании, а вот побеждают всегда японцы.
На восточном фронте без перемен
В своё время PES 2009 стал компиляцией всего, за что вообще можно любить футбольные симуляторы. Широкие возможности тактической настройки, позволяющие организовать игру команды так, как вам хочется, вместо того чтобы использовать схемы-заготовки. Дерзкий искусственный интеллект, то бросающий игроку вызов, то становящийся умным партнером по команде. Наконец, без пяти минут гениальный режим Become a Legend, где вырастить свою звезду футбола можно за пару вечеров. В последнем случае FIFA еще может что-то противопоставить, но ее Be a Pro проходится слишком легко и, как правило, наскучивает уже через пару матчей.
В этом году Konami вновь попытались превзойти самих себя, поэтому снова разобрали игру на части и собрали заново. Взять хотя бы тактические настройки - важнейший инструмент для побдеы в любом серьёзном матче. Серия PES в этом отношении славится глубиной проработки, но в этот раз она доведена до беспрецедентного для футбольных симуляторов уровня. Желаете настроить индивидуальную линию поведения для каждого из подопечных? Пожалуйста: возможные варианты для наглядноси изображены в виде карточек с подписями. Хотите назначить "опекунов" для нападающих противника: К вашим услугам отдельный экран. Здесь же - полноценный ответ системе Team-Style из FIFA 10. Только с куда более гибкой настройкой поведения команды и, как следствие, большим разнообразием игровых рисунков. Игроки, за плечами у которых есть опыт Football Manager, PES 2010 могут колдовать над тактикой часами.
Но грамотно выбранная стратегия - лишь половина дела. Задачи мыслить резво и трезво в PES 2010 никто не отменял. AI, на дававший нам спуску ещё в прошлой части, за год успел основательно поумнеть. Так что матчи по-прежнему напоминают шахматы на световой скорости: кроем Торреса свой Пуйолем - и тут же бросаем в прорыв по флангу Месси, пока противник не успел подтянуть туда своих защитников. С другой стороны, игра AI порой дает ощутимые сбои. Он то проседает под непрерывным прессингом, то бросает почти всю свою защиту в погоню за одним-единственным игроком. Не отстают и судьи. Иногда ваших игроков могут валить на газон целыми пачками, но свисток будет молчать. Такие эпизоды немного портят впечатление , но в общем и целом все, как и в прошлом году, очень даже хорошо.
И конечно, графика. Технологию Konami не изменили, лишь в очередной раз поработали с освещением. Игра выглядит очень современно. Четкие текстуры, детально проработанные лица, завораживающие красоты стадионы - все это сделано на высшом уровне. А уж крупные планы порой и вовсе вызывают неконтролируемые, но объяснимые приступы восхищения. Смотреть после этого на блеклую графику FIFA 10 почти физически неприятно.
Без Батэ. Опять
"А что там с Become a Legend?" - спросят самые нетерпеливые из читателей. Отвечаем: он тоже стал чутучку глубже. Например, неожиданное значение приобрел выбор бутс в самом начале генерации персонажа. Спортивная обувь обладает целым рядом полезных характеристик, от "ускорения" до "закручивания".
Но основное внимание в этом году уделено режиму Master League. Долгое время он считался неудачной лайт-версией Manager Mode из FIFA - многие аспекты управления командой были неоправданно вырезаны, даже для финансовых операций использовались какие-то абстрактные очки. В PES 2010 дела с этим обстоят гораздо лучше. Появилась моледёжная команда, где можно выращивать собственных Рональдиньо. Появились контракты со спонсорами. Появились нормальные человеческие деньги и вполне удобный интерфейс, разбитый на несколько ключевых областей вроде "здания клуба" или "офиса". Появилась, наконец, возможность принять участие за трофей Лиги чемпионов или за победу в Лиге Европы.
Тут, правда, всплывает извечная проблема серии - критическая нехватка лицензий. Ситуация почти не изменилась по сравнению с прошлым годом. Полностью лицензированы лишь чемпионаты Франции, Италии и Голландии. Среди команд испанской лиги реальные имена носят лишь 12 клубов из 20, а из английской, как обычно всего 2 команды. Причем в роли счастливчиков опять выступают "Ливерпуль" и "МЮ"ю
Зато число русский клубов выросло аж до трёх: компанию "Зениту" и "Спартаку" составил московский "Локомотив". При этом логика Konami здесь не очень понятна. Клуб Юрия Семина сейчас, конечно, на ходу, но в еврокубках не участвует. Так не лучше ли было добавить в игру выступающие в ЛЧ "Рубин" и ЦСКА? Кстати, представительство команд с Украины увеличено до трёх: киевское "Динамо", "Шахтёр" и новичок из Харькова с грозным именем "Металлист". Все остальные команды либо не представляют осбого интереса, либо носят совершенно дикие имена вроде RFC Ryagzhilograd или Huerpojauza C.F. БАТЭ, кстати, и в этом году не предусмотрели.
Строго говоря, недостаток лицензий - самая существенная претензия, которую мы можем предъявить Pro Evolution Soccer 2010. Все остальное, за что игру сейчас критикуют фанаты, - нестабильный AI, странное судейство и прочее - можно списать на то что Konami находятся в творческом поиске, методом проб и ошибок выискивая формулу идеального симулятора. Согласитесь, это гораздо лучше механической скупки лицензий и топтаний на одном месте.
Формула игры:
75% - PES 2009
20% - FIFA
5% - Football Manager
Рейтинги:
Геймплей - 9
Графика - 8
Звук и музыка - 8
Управление - 8
Сюжет - нет
Стабильность - 7
Оригинальность - 7
Оценка:
8.5