У великой и могучей компании Microsoft (которая, как известно всем дошколятам, сейчас живёт под флагманом «А ты, смертный, уже поставил Vista?», также известным как «Гореть вам, пользователи XP, в инфернальном аду вместе с пользователями "Линукса"»), как и у любой другой уважающей себя конторы, есть какие-то свои столпы и моральные ценности. Так вот, серия Halo - это такая моральная ценность и есть. От всех других ценностей отличается тем, что моральный её эквивалент преспокойно конвертируется в материальный. При этом труд студии Bungie (она, собственно, эту самую ценность и придумала) нельзя назвать совсем уж титаническим. Да и несмотря на абсолютные рекорды продаж, идеальной игрой Halo никогда не был. Скажем даже больше - совсем уж идеальной он так и не стал даже не закате жизни (а третья часть, напомним, официально позиционируется разработчиками как заключительная), но это не помешало ему стать просто в пятьсот раз лучше предшественников.
С серией Halo ситуация вообще до безумия сложная. Она относится к тому разряду игр, в которые невероятно интересно играть, но никто не знает почему. То есть версии, конечно, выдвигаются всеми кому не лень, но внятного объяснения ещё никто не дал. Одни приводят в качестве аргументов невероятный искусственный интеллект противников (к слову, хороший, но не более), другие расхваливают на все лады огромные открытые пространства (весьма мнимые), третье не скупятся на комплименты в адрес баланса оружия (у которого во второй части наблюдаются реальные проблемы). Всё дело в том, что любой компонент Halo на самом деле не представляет собой никакого научного интереса, но лишь в том случае, если рассматривать его по отдельности. Смешанный же коктейль мгновенно приобретает жгущие свойства и отвечает за тот пункт реакции человека на игру, который ни одна игровая оценочная система в мире не учитывает. Называется он «цепляет». Так вот, Halo цепляет, и с этим ничего не поделаешь.
Третья часть в этом на удивление для всех вовсе не стала показательной. То есть Halo 3, главный на данный момент повод купить Xbox 360 (до недавнего момента этот «титул» принадлежал сгустку чёрной синтетической плазмы под названием Gears of War) шагнула не только и не столько в ту сторону, в какую все от неё ожидали. Она просто-напросто начала эволюционировать в тех областях, в которых не должна эволюционировать по определению.
Теперь конкретизируем. Главная претензия к первой, а особенно ко второй части великого (никто не спорит) шутера у нас касалась, если кто забыл, дизайна. Спроектированы помещения были, безусловно, просто ужасающе. Однотипные коридоры, безликие интерьеры, скудная цветовая гамма, какое-то сюрреалистическое развитие идеологии copypaste - все эти "мелочи" мешали Halo показать себя публике во всей красе. Всё это можно было чисто по-человечески понять: дизайн - самая трудоёмкая часть создания игры, а труд требует непосредственно больших временных затрат. Ни в случае с первой, ни в случае со второй частью.
К чему мы, собственно, тут ведём. Halo 3, как многие уже догадались, свой губительный дизайн попыталась улучшить. Получилось у неё это довольно успешно, но с некоторыми оговорками. Во-первых, сами по себе комнаты и коридоры не улучшились - просто улучшилось то, что на них расставлено (об этом мы ещё поговорим). Во-вторых, интерьеры стали проработаннее во многом именно за счёт использования технологий нового поколения (и о них тоже смотрите разговор ниже).
Здесь снова просто-напросто необходимо отступление. Чем вообще, собственно говоря, знаменит геймплей всей серии? Тем, что игровые ситуации, которые принято создавать скриптами, здесь генерируются буквально на ходу, и во многом благодаря самому игроку. Этому способствует упомянутое где-то выше отлично сбалансированное оружие (которое от знаменитых недугов второй части избавилось полностью и без остатка), а также россыпь самой разнообразной техники. Теперь разберём каждый пункт подробнее.
В плане банальной расстановки объектов на уровнях разработчики шагнули далеко вперёд. Если в Halo 2 было слишком много "воды", то есть монстров, которых вставили на карту совершенно непонятно как и непонятно зачем (то есть, конечно, как раз понятно как и зачем, но в обществе это принято называть далеко не самыми цензурными словами), и они попусту служили абсолютно скучным пушечным мясом, на которых предлагалось потратить бесценные патроны. Тут всё по-другому. Можно часами рассказывать про совершенно обычные, но от того не мение гениальные геймдизайнерские решения вроде укреплённый мини-крепостей, доминирования стационарных пулемётов на открытых пространствах, грамотно засевших ковенантов за укрытиями, да вообще много о чём. Улавливаете соль, нет? Bungie заставила работать самые обычные шутерные вещи на великий геймплей Halo, отчего стало в разы интереснее только и исключительно потому, что раньше в Halo ничего такого, понимаете ли, не было.
И если дизайнеры едят в кои-то веки заслуженный хлеб в первый раз, то композиторы приводят нас в щенячий восторг уже третий. Музыка Halo 3 - это помесь обычного оркестрового "та-да-да", цитат из композиций Джона Уильямса и собственного, не похожего ни на что зажигательного и одновременно величественного стиля. Собственно, именно саундтрек тут создаёт 90% атмосферы. Но ничего, ему не привыкать.
Манера подачи сюжета, вернее даже его специфика, не то чтобы стала намного лучше (она и так была очень даже хорошая), она теперь просто другая. Если раньше приходилось наблюдать эпическую и крепко сколоченную, но по содержанию своему самую обычную фантастику, то теперь это натуральная драма. Итак, пришельцы, несмотря на все попытки землян, добрались до Земли и готовы в любую минуту активизировать Halo (собственно, сам Ореол, планету кольцеобразной формы, которых, как мы помним, много), чтобы уничтожить всё живое. Такие пироги.
Мастер Чиф, любимец публики и с недавних пор звезда музеев восковых фигур, теперь довольно часто действует бок о бок с Арбитром - бывшим военачальником одного из подразделений армии ковенантов, которая проиграла Чифу и компании ещё в самой первой части. Также в конце игры произойдёт не то чтобы хэпии-энд, ну да не будем спойлерить. Сторилайн скармливается игроку также, как и раньше, только теперь большими порциями. Да, вы узнаете все тайны, поставленные первыми частями. Да, вы восхищённо цокните языком от неожиданных сюжетных поворотов. Большего и не просите - мы всё равно не скажем.
Теперь про технологии, как и обещали. Известно, что различные трейлеры и геймплейные кадры (в частности - трейлер с Е3 2007), разочаровали всех, включая автора этих строк. Нет, в плане режиссуры всё было, как всегда, на высоте, но вот графически игровой процесс смотрелся... как бы помягче сказать, не совсем по-"некстгеновски". Создавалось такое ощущение, про перед нами аддон ко второй части со слегка подкрученными текстурами.
В реальности, как это крайне редко бывает в наши дни, всё оказалось раза в три лучше. Да, это не какой-нибудь Unreal Engine 3 или доведённый до пика совершенства Source, но по крайней мере все самые новомодные эффекты в наличии и спешат радовать глаз. Плюс - картинка тут отличается какой-то невероятной сочностью.
***
Великая эпопея завершилась, как завершились "Звёздные Войны", как свернулись телесериалы "Друзья" или там "Пинки и Брейн". То есть, оставив великий след в истории. Третья часть Halo - это доведённое до абсолюта концентрированное счастье, грамотно использующее наработки предыдущих частей. Не то чтобы ради неё, как и ради любой другой единственной игры, можно не раздумывая побежать и купить консоль Дяди Билли. Но если уж она у вас есть - вы просто счастливчик. Ведь можете без проблем опробовать пока что самый хороший консольный шутер этого года.