Пятьдесят лет назад человек впервые побывал в космосе. Советский космонавт Юрий Гагарин облетел вокруг Земли и, целый и невредимый, вернулся обратно, обессмертив свое имя в веках, сделав его синонимом мужества и смелости. Этот полет означал для человечества колоссальный рывок вперед — в научном, технологическом, экономическом, идеологическом смыслах. Утопия освоения космоса — идеи колонизация иных планет, межзвездных перелетов, дружбы с неведомыми цивилизациями — надолго овладели умами людей. Расставание с великой космической мечтой у нас произошло во время перестройки, у американцев — несколько позже. Космические программы потребовали слишком больших жертв — экономических, прежде всего — и ни рухнувший под тяжестью собственных социалистических обязательств СССР, ни погрязшие в финансовых махинациях США позволить их себе не смогли. И что сказал бы Гагарин, узнай он, что за минувшие со времени его полета полвека так и не были колонизированы Луна и Марс, так и не был построен коммунизм в отдельно взятой галактике (не говоря уже о том, что ничего не осталось от самого коммунизма)?
Но исполненная романтики мечта о космосе не умерла, она жива по-прежнему – и нашла свое воплощение в разных формах искусства: книгах, кино, играх. Особенно в играх.
Освоение космоса в видеоиграх началось практически одновременно с рождением игровой индустрии. Примечательно, что первой в истории «аркадой» (здесь под этим словом имеем в виду игровой автомат) стала игра с говорящим названием Computer Space — достаточно примитивное, но по тем временам, должно быть, невероятно аддиктивное, развлечение про ракету, ведущую среди звезд неравный бой с неопознанными летающими блюдцами.
Создатель игры Нолан Бушнелл (спустя год он изобретет легендарный Pong) был вдохновлен еще более древней игрой — Spacewar! для доисторического компьютера PDP-1, весящего без малого полтонны. В ней двое игроков вели бескомпромиссную, хотя и довольно неторопливую ракетную дуэль, будучи привязанными к гравитационному полю звезды. Игра пользовалась огромной популярностью среди студентов престижного Массачусетского технологического института.
Первой «космической» игрой, завоевавшей по-настоящему широкую известность, стала вышедшая в 1977 году Space Invaders. Она, пожалуй, знакома каждому, кто интересуется видеоиграми: игрок управляет лазерной пушкой, которая стреляет в инопланетян, сначала медленно, потом все быстрее и быстрее надвигающихся сверху. Можно прятаться за укрытиями – но инопланетные захватчики эти укрытия своими выстрелами быстро уничтожают. Классика жанра Shoot 'em up, вдохновившая неисчислимое множество последователей. Космос, правда, в ней как таковой отсутствовал — то есть был представлен обыкновенным черным фоном.
Начиная с 80-ых годов космические игры набирают обороты и выходят в поистине неисчислимых количествах — их становится так много, что рассказать обо всех представляется решительно невозможным (одних только игр по вселенной Star Wars к настоящему моменту вышло несколько десятков). Поэтому мы поступим проще: составим хит-парад «самых космических игр», стравливая их в самых разных номинациях. Мы не претендуем на полноту нашей выборки и уж тем более не претендуем, упаси боже, на объективность; надеемся, вы обратите внимание на известную долю шутливости, с которой был составлен хит-парад.
«Самый стратегический космос»
Победитель Sins of a Solar Empire
«Закат Солнечной империи» — невероятно красивая космическая стратегия в реальном времени. Иногда кажется, что исход сражения от игрока почти не зависит: настолько хаотично происходящее на экране. Но это — иллюзия: на самом деле в игре глубоко проработанная боевая система, позволяющая комбинировать разнообразные тактики. Которые придутся как нельзя кстати в мультиплеере, являющимся одним из главных достоинств этой игры.
Другие претенденты При словах «космическая стратегия» на ум сразу приходит StarCraft — игра, вне всякого сомнения, выдающаяся, но вот только космоса как такового в ней нет — все сражения проистекают на планетах. Серия космических стратегий Homeworld может похвастаться не менее красивым, чем в Sins of a Solar Empire, космосом, а также великолепным саундтреком и сценарием. Возможно, в чьем-то личном хит-параде именно она будет «лучшей стратегической».
«Самый страшный космос»
Победитель Dead Space/Dead Space 2
Неоспоримое лидерство Dead Space. Electronic Arts неожиданно хорошо удалось перенести механику серии Resident Evil в космос — к тому же снабдить ее рядом принципиально новых элементов. Нигде не чувствуешь себя таким одиноким, как на вымершем звездолете «Исимура» — хотя какое, к черту, одиночестве, когда за каждом углу космических лабиринтов поджидают толпы кровожадных некроморфов? Сериал Dead Space удобно сравнивать с фильмами о Чужих. Так, если Dead Space — это «Чужой» Ридли Скотта, то Dead Space 2 — «Чужие» Джеймса Кэмерона. И что в данном случае считать лучшим вариантом «страха в космосе» — личный выбор каждого.
Другие претенденты Конкурентами эти игры можно назвать с большой натяжечкой: космический хоррор-паззл от первого лица Echo Night: Beyond для PlayStation 2, слишком скучный, чтобы воспринимать его всерьез, и абсурдистское продолжение известного survival horror сериала Dino Crisis 3, в котором битва с динозаврами перенеслась на космическую станцию. Это что, шутка?!
«Самый красивый космос»
Победитель Homeworld
Другие претенденты Sins of a Solar Empire или Homeworld? Или может быть Mass Effect? Выбрать необычайно сложно, ведь космос — сам по себе необыкновенно красивая штука, как говорил еще Платон, это «совершенная гармония бытия». Здесь победит пусть Homeworld — ведь она проиграла в номинации «самой стратегической». А Mass Effect пусть выиграет в другой номинации.
«Самый сюжетно-ориентированный космос»
Победитель Mass Effect/ Mass Effect 2
Да, такая вот корявая формулировка номинации — но ведь должна же была победить где-нибудь великолепная Mass Effect? Теоретически, на победу могла рассчитывать и ролевая космическая сага Star Wars: Knight of Old Republic — другая игра от Bioware. Имеете полное право записать ее на первое место в собственном хит-параде лучших сюжетно-ориентированных игр про космос. Я не против.
«Самый веселый космос»
Победитель Super Mario Galaxy/ Super Mario Galaxy 2
Здесь без вариантов: самый удивительный, самый разнообразный и да, можно сказать, что самый веселый космос — в игре Super Mario Galaxy. Таких штук с гравитацией и изменением угла обзора камеры еще никто не делал. Низкий поклон вам, господин Миямото.
«Самый сексуальный космос»
Победитель Mass Effect
Победитель в этой достаточно шутовской номинации — конечно же, Mass Effect. И понятно, почему: достаточно лишь вспомнить секс с инопланетянкой из расы синекожих Асари.
«Самый свободный космос»
Победитель Elite
Необходимо, наверное, раскрыть значение этой номинации. Freeplay-игры, или, как их еще называют, «песочницы» (серии GTA, Assassin’s Creed, Red Dead Redemption, на которые в последняя годы пошла повальная мода, — явление не такое уж и новое, как может показаться. Еще в 1985 году был выпущен космосим Elite, в котором можно было свободно путешествовать, воюя и торгуя, в необозримых космических пространствах. Ну да, игре был присущ некоторый графический минимализм — но кто на него тогда обращал внимание: играли и горя не знали.
Другие претенденты Нам они неведомы. Может быть, вам удастся что-то вспомнить?
«Самый похабный космос»
Победитель Sex Vixens from Space
Эту номинацию пришлось специально вводить ради этой игры. «Сексуальные женщины из космоса»; комментарии, казалось бы, излишни. Однако ради прояснения ситуации, стоит сообщить, что игра представляет собой текстовый квест с картинками, в котором надо вручную вводить с клавиатуры команды. Как это безумие работает, вы можете узнать лично, скачав игру с сайта
«Самый боевитый космос»
Победитель Star Wars Rogue Leader: Rogue Squadron II
Из названия номинации вроде бы все должно быть ясно — здесь побеждает игра, в которой больше всего взрывов, сражений, спецэффектов и лазерных вспышек (и ни слова о том, что все это в принципе невозможно в космосе — тсс, молчите!). Однозначного лидера выявить здесь сложно, но очень хочется вписать сюда незаслуженно забытую стрелялочку-леталочку Star Wars Rogue Leader: Rogue Squadron II для Nintendo GameCube. Хотя с тем же успехом это могла быть и Wing Commander, и X-Wing, и TIE Fighter и многие другие космосимы.
«Самый русский космос»
Победитель «Завтра Война»
Этой номинации не могло здесь не быть. Ведь русские очень любят космос. В конце концов, именно русские побывали там впервые. «Завтра Война» (в странах загнивающего Запада известная как Tomorrow War) — превосходный в своей умилительности пример русского модернизма и новой имперскости. Конечно, у нее есть конкурент – серия российских космосимуляторов «Звездные волки», насчитывающая аж три части, не считая дополнений — но вот как-то недостаточно полно в ней ощущается Великая Русская Национальная идея, да простят меня разработчики, читатели, и Александр Михайлович Бердяев.
«Самый танцевальный космос»
Победитель Space Channel 5
Еще одна безумная номинация, введенная ради одной единственной игры — но зато какой! Танцевальный симулятор Space Channel 5 — это игра в которой надо войти в роль межгалактической звезды (довольно сексапильной, между нами, девушки) и танцевать сумасшедшие танцы, остервенело стуча по кнопкам геймпада! Инопланетная зараза сначала заразила приставку Dreamcast, потом расползлась по другим, более популярным, консолям.
«Самый экономический космос»
Победитель Galactic Civilizations
«Цивилизация в космосе» — так можно вкратце охарактеризовать Galactic Civilizations. Увлекает ничуть не меньше своего «земного» аналога.
«Самый придурковатый космос»
Победитель Space Ace
Про космос, к сожалению (или все-таки к счастью — ведь смех продлевает жизнь) выпущено огромное количество придурковатых, иногда откровенно идиотских игр. Отметим лишь несколько характерных примеров: Army Men: Toys in Space (зеленные пластмассовые солдатики отправляются воевать в космос, RTS); Space Bunnies Must Die! — психоделический экшен про блондинку с некрупными буферами, ведущую отстрел космических кроликов; весь этот трэш выходил, разумеется, на PC.
На фоне таких претендентов корону номинации подхватывает боевик Space Ace — там тоже трэш, ад и угар, но хотя бы сделано прилично. Для ностальгирующих недавно даже выпустили переиздание для PS3 в HD.
И, наконец, самая главная номинация — «Самый космический космос». Победителя сюда каждый пусть впишет сам. В комментариях к этой записи.