Ролевые игры и стратегии Б-класса сохранили дух бессмертных хитов прошлого. Переплетение нескольких механик, когда нужно подбирать оптимальные билды, раскусывая особо неподатливых противников – ради этого стоит закрыть глаза на устаревшую постановку диалогов и посредственную графику. Правда, жемчужины получаются не каждый раз. В анонсе Disciples: Liberation я писал, что хоть один достойный клон «Легенды о рыцаре» в этом году обязательно выйдет – так и произошло. Им оказалась King’s Bounty 2.
Что же до Disciples, здесь тоже все обещания разработчики выполнили. Не подкачали и в техническом плане: на минимальном по требованиям «железе» всё летает и быстро грузится. Даже графика пусть и не выдающаяся, но держит стиль. Как ни странно, игра оказалась убита на этапе баланса. Странно – потому что Liberation изначально задумывалась как строго одиночная кампания, даже без каких-то случайных карт или «песочницы». То есть ювелирный баланс и не нужен, дыры можно было грубо залатать скриптовыми событиями или делением на главы. А в промежутках – дать волю поиграться. Но почему-то все гайки закрутили натуго, контролируя каждый шаг игрока и пряча самое вкусное под замком.
Например, если само название Disciples ассоциируется у вас с прокачкой существ, которые затем превращаются в более продвинутые существа, то новая игра открывать доступ к апгрейдам, мягко говоря, не спешит. На старте доступно всего по одному юниту каждой расы. Чтобы получить хотя бы второго, тоже не апгрейдженного, придется пройти целую сюжетную главу, а это не один час игры.
Для апгрейда существа, а значит его родного здания, уже нужен чертеж – для этого качайте репутацию с нужным народом. Как? Как повезет: может, надо принять нужную сторону в квесте. Может – убить монстра. А может, неверное решение по диалогу понизит вашу репутацию. И всё – ради одного апгрейда.
Заработали репутацию? А главное здание города у вас улучшено? Нет – тогда продвигайтесь дальше по сюжету. Насколько дальше – тут уж как пойдет. От забора и до заката. Впереди 80 часов сюжетки, а апгрейдов не так уж много, надо же растянуть удовольствие.
Что, и город улучшили? А ресурсы нужные у вас есть? Камень, железо, золото – это всё мусор. Эссенцию же попробуй сначала найди – и продвижение юнитов по службе снова откладывается.
В итоге играешь одними и теми же базовыми солдатиками, которые только прибавляют в уровнях, отчего растут исключительно цифры характеристик. Даже заменить имперских пехотинцев эльфийскими – проблема. Опять нужны чертежи. И нужно место под постройку, а слотов в вашем единственном городе всего четыре.
Зато ежечасно прибавляется лидерство, а враги становятся сильнее, так что приходится давить их количеством. Естественно, это приводит к потерям в битвах, и нужно нанимать новых существ, тут же их прокачивая и не забывая выдать им усиливающий кристалл с нужным бонусом. Мороки много, и это нисколько не напоминает Disciples, даже в битвах. Впрочем, что преемственности не будет, разработчики предупреждали.
Битвы – стандартный воргейм с гексами, линейкой инициативы и очками действия. Главный и единственный маневр здесь – окружить врага. Если ваши юниты стоят с двух сторон от противника, оба они наносят усиленный урон. Компьютер этот прием вполне освоил, но в остальном довольно глуп и может атаковать не слабейшего юнита, а случайного. Или просто бегать по полю, затягивая бой.
Сражения вообще затянуты, нередко доходят до десятого хода. Растут и размеры армий. Подолгу наблюдаешь, как несколько одинаковых существ используют одинаковые спецатаки, и ускорение анимации в два раза уже не помогает.
Что с прокачкой? Героиня Авианна может развиваться по одному из трех деревьев умений, но ограничений настолько много, что выбора остается мизер. Одни скиллы требуют прокачать отношение с фракциями, другие – потратить десяток поинтов в определенную ветку, третьи привязаны к классу героя. Поменять класс можно, вернувшись в город, но комбинаций различных умений все равно от таких условностей меньше.
И опять знакомое: если написано, что умение открывает заклинания второго уровня, то это ничего не значит. Для каждого заклинания нужны чертежи и надо покупать его в городе.
Замок теперь представляет собой хаб, куда можно вернуться почти в любое время. Иногда тут можно что-то построить, но в целом это просто набор меню, где надо делать всякие рутинные действия. Например, улучшать экипировку в кузнице или вручную перекидывать ресурсы из промежуточного склада в основной. Почему они не капают сразу в основной? Потому что рудники работают в реальном времени, и если бы не кнопка «Gather resources», которую надо прожимать, вы бы могли просто оставить игру включенной на сутки, чтобы легально получить бесконечные припасы.
В такие минуты начинаешь сомневаться: а не делалась ли игра изначально для мобильных платформ? Многочисленные условности напоминают
Наконец, не работает и система случайного лута, потому что ранг предмета повышается прямо в городе, в кузнице. Просто находим синюю вещь и улучшаем ее – а остальной хлам лишь засоряет рюкзак.
Как ни странно, при всех перечисленных провалах Disciples: Liberation не безнадежна. Просто потому, что разных механик много, и та часть, что работает хоть как-то, худо-бедно игру вытягивает. Вы бегаете по неплохо нарисованной карте, думая, как усилить армию или как победить вон того дракона. Проблема лишь в том, что то же самое предложит десяток других игр, но там всё будет бодрее и разнообразнее.
Хороший сюжет тоже лучше поискать в Banner Saga или какой-нибудь Divinity. Здесь же все начинается с «бога из машины», когда наемница Авианна сходу получает сверхспособности и резиденцию в параллельном мире. Продолжается действие без внятной мотивации: то ли героиню кто-то преследует, то ли она хочет спасти мир – это предлагают решить самому игроку. Реплики заранее помечены как добрые, злые, провоцирующие бой или приносящие деньги. А нелинейность по меркам ролевой игры едва ощутима.
Что же до темного фэнтези, это опять-таки не тот Невендаар, который мы знаем по стратегиям Disciples. Все клише жанра без малейшей глубины под ними. Вместо «серой морали», где у каждого своя правда, тут сплошная череда придурков. Безумная инквизиция, мазохисты-маги, и вообще нет разницы между добром и злом – если вы это поняли, то вы уже взрослый, вам можно продавать алкоголь. Все боги и религии равны, а атеисты равнее, так что для своей церкви Авианна выбирает название heathens, то есть «язычники». Ну, хоть
Сделать «темную King’s Bounty» у Frima Studio не получилось. Хотите убить время – лучше вернуться к многочисленным аддонам «Легенды о рыцаре». К счастью, карма серии Disciples в этот раз не пострадала. Все же понимают, что это был спин-офф, а не полноценная номерная часть.
Радости:
- Баланс таки заставляет думать в битвах и при прокачке
- Нарисовано всё довольно неплохо
- Технически игра оптимизирована
- И вообще играбельно
Гадости:
- Скучно
- То нельзя, это нельзя
- Героям не сопереживаешь